Главная страница

Ищете, где купить песок с доставкой в Калининграде? Заказать машину песка можно насыпью или в мешках по 50 кг. У нас есть достаточное количество большегрузных автомобилей массой 5, 10, 20, 30 тонн, а также склады по всему периметру Калининграда. Минимальный заказ - от 10 мешков.

Использование народных игр на уроках физической культуры в начальной школе



Скачать 47.59 Kb.
НазваниеИспользование народных игр на уроках физической культуры в начальной школе
Дата23.08.2016
Размер47.59 Kb.
ТипДокументы

Использование народных игр на уроках физической культуры в

начальной школе

Особенности современной общеобразовательной среды являются её полекультурностью. Дети разных национальностей, посещая современную школу, общаются, учиться, играют в различные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на уроках физической культуры является народная игра.

Игра – одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками обрядами, с народной педагогикой и эстетическими взглядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. Как отмечает В.С. Брыжинский, «большое влияние на игры оказала народная мифология, способствовавшая обогащению их соответствующими выразительными средствами: драматизированными действиями, пантомимой, танцами, словесным диалогом, песней, национальных красок, называют народными»

Ученые считают: «Народные игры – игры , которые устойчиво характерны, тепичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием». В современной науке выделяют следующие виды народных игр: подвижные, спортивные, детские ,юношеские, музыкальные, речевые, хороводные ролевые и т.д. К народным играм относятся также традиционные забавы ( ходули ,качели, катание с гор и т. д. ), народные упражнения и состязания( прыжки, борьба, подъем и метание камня и т. д.). Детские игры отличаются своей непосредственностью, бескорыстием и простатой. Вместе с тем в простых по форме и , на первый взгляд, наивных по содержанию играх дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда.

По содержанию и времени бытования народные игры делятся на несколько групп:

- игры весенние и летние, проводимые на улице. В них опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами( «В белочку», « В ворону», «В коршуна и цыпляток», (мордовские народные игры), «Горелки»,»Выгони мяч», , «Птицелов»,( русские народные игры) «Катание мяча» , «Биляша» (марийские народные игры), «Рыбаки», «Луна или солнце», (чувашские народные игры);

Зимние и весенние - летние подвижные и спортивные игры. В количественном отношении они наиболее многочисленные и направлены на воспитание в детях смелости ,гибкости развитие точного глазомера( «Бабушкин клубок», , «В пету лапту», «В коку», «В колесики», (мордовские народные иг8ры) «Гуси лебеди», «Жмурки», «Игровая» (русские народные игры), «Юрта» «Стрелок» ( башкирские игры);

- театрализованные ( ролевые) игры. Здесь детьми воссоздаются всевозможные бытовые эпизоды. Используя различные театрализованные средства, играющие стремятся передать в изображаемых героях – людях, зверях, птицах ,мифологических существах – их характерные черты, манеру двигаться разговаривать, род занятий , возрастные особенности. Душевные качества – доброту, смелость, злость, трусливость. Стремление к образности вырабатывает в детях определенный художественный вкус, наблюдательность, умение фантазировать ( «Журавли», «В петушки», «В редьку» , «Лесной батюшка», «На пасеке» (мордовские народные игры), «Гуси», «Пчелки и ласточки»(русские народные игры);

- игры в закрытом помещении. В досуговой деятельности крестьян они занимают особое место. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры и молодёжные забавы( «В мышку», «В жмурки» «Мышиный огонек», «Сеем ,сеем мы горох»).

В процессе проведения народных игр на уроках физической культуры радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируются физические навыки, устойчивое, заинтересованное уважительное к культуре родной страны создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Особую значимость на уроках физической культуры имеют подвижные народные игры. В них ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью выносливостью. Выдумку, находчивость, стремление к победе, представление о мужестве, чести и смелости.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они формируют физические навыки , вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, лидерские качества и т . д.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры является глубокое знание и свободное владение обширным игровым материалом, а так же методикой педагогического руководства. При подготовке к проведению народных игр или постановке хороводов руководителю необходимо самому «войти» в игру; желательно использовать соответствующую этнографическую и фольклорную литературу. Проведение игр на уроках физической культуры должно носить систематический характер; только лишь в этом случае возможно сформировать представление о культуре народов разных национальностей.

В ходе игры педагогу необходимо привлекать внимание ребят к содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоциональное положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучить их ловко и стремительно действовать в создавшихся ситуациях, оказывать дружескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость необходимо отметить, что для успешности организации народной игры желательно следовать определенным правилам. Так , на пример , объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалочка ,певалка или жеребьевка), педагогу не следует на уроке физической культуры предварительно разучить с детьми текст, его желательно ввести вход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровыми элементом, а так же сэкономит урочное время. Объяснение народной игры должно быть кратким, лаконичным, эмоционально выразительным. Педагог должен дать представление об её содержании, последовательности игровых действий расположении игроков и атрибутах, правилах игры. Основная часть времени должна предоставляться конкретным игровым действиям детей. В конце игры обязательно следует положительно оценить детей за смелость, ловкость, выдержку, взаимоподдержку и т. д. В подвижных и спортивных играх необходимо добиться здоровой товарищеской состязательности. В ролевых играх стремиться развивать в детях умение фантазировать, мыслить образно, уметь передавать характер разыгрываемого персонажа.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть младшие школьники приобретают важные качества необходимые им в будущей жизни.

Таким образом, народные игры представляют собой основу формирования гармонически развитой ,активной личности сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств., сознания и дальнейшего проявления их в социальной и творческой деятельности.