Главная страница

инвестиции в коммерческую недвижимость Годовой абонемент. Информационная поддержка по запросу: управление деньгами, их защита, налогообложение, наследование. Стоимость 0,5% от капитала (минимально 40 000 рублей).

Использование музыки в режимных моментах детского сада



Скачать 56.39 Kb.
НазваниеИспользование музыки в режимных моментах детского сада
Дата02.07.2016
Размер56.39 Kb.
ТипДокументы

О.В. Жирнова, воспитатель,

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЕТСКОГО САДА

Музыка обладает каким-то магическим влиянием на человека: может заставить смеяться, плакать, успокоить. Благотворное влияние музыки оценили еще в глубокой древности. Лечебное действие звуков отмечал великий ученый Пифагор. Одни мелодии он использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии- «против ярости и гнева, против заблуждений души». Известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В 16 веке в Италии население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия, люди впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, отказывались принимать пищу. Все они были одержимы убеждением, что укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал выводы о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека (1, с. 4).

Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, то есть образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше. Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему (3, с. 56).

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности и сейчас. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада и родителей с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой- музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу, что большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса (2, с. 146).

Музыкальный репертуар для звучания фона совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого- педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно- образовательного процесса: создание благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья детей; развитие воображения в процессе творческой деятельности , повышение творческой активности; активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; переключение внимания во время усвоения достаточно трудного материала, предупреждение усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка после мыслительной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность, должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно- эмоциональное содержание, средства выразительности (темп, ритм, мелодия и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко как бы на втором плане.

В современной психологии существует отдельное направление- музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, при различных психических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм человека. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятия напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Итак, влияние музыки на организм очень широко. Различные музыкальные композиции можно использовать исходя из ситуации.

С чувством тревоги, неуверенности помогут справиться мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная, детская музыка дает ощущение безопасности, психологического комфорта. Прекрасное воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурка» и «Прелюдии» Шопена, вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, произведения Моцарта.

Гиперактивным детям полезно часто и продолжительное время слушать спокойную, тихую музыку, которая уменьшит нервное возбуждение. Как правило помогает классика, например, «Кантата 2» Баха, «Лунная соната», «Симфония ля- минор» Бетховена.

Помогут успокоиться звуки флейты, скрипки, фортепиано, которые обладают расслабляющим воздействием. Успокаивающий эффект несут также звуки природы (шум воды, звуки леса, птиц), вальсы (ритм три четверти).Подойдут классические произведения: Вивальди, Бетховен «Симфония 6» ( часть 2),Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль- минор», Дебюсси «Свет луны».

Если ребенок испытывает проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, он напряжен, безинициативен, мало коммуникабелен включайте ему почаще Баха «Концерт ре- минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера «Месса ля- минор», Гендель «Менуэт», произведения Моцарта, Бизе .Помогут скрипичная и церковная музыка.

Если часто болит голова, и взрослым, и детям рекомендуется слушать Моцарта «Симфония № 40», произведения Листа, Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Здесь хорошо подойдут различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым»детям можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» (часть 3), Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для снижения агрессивности, упрямства опять же подойдет классика: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

В режимных моментах детского сада музыка просто незаменима. Бодрая, энергичная, ритмичная музыка (марши) хороша для проведения утренней зарядки. При проведении бодрящей гимнастики, чтобы помочь детям быстрее проснуться, придти в активный жизненный ритм используется также веселая, бодрая музыка (детские песни,русская народная музыка, марши).

Чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться перед сном нужно включить тихую, мелодичную, мягкую музыку в медленным темпом (колыбельную музыку, со звуками природы).

Лучше всего прослушивать нужные произведения утром, или вечером перед сном. Во время прослушивания не обязательно заставлять ребенка сосредотачиваться на чем- то серьезном, лучше заняться чем- то приятным (рассматривание книг, фотографий, поливка цветов), если ребенок дома, можно выполнять обычные дела (уборка игрушек, подготовка постели ко сну). Ребенок должен слушать музыку ежедневно не менее 30 минут, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.(3, с.56)

Нужно помнить, что зачастую ребенок слушает ту музыку, которую слушают взрослые (родители, педагоги), они и формируют начальные музыкальные предпочтения, музыкальный вкус у детей.

Список литературы

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду:занятия, игры, упражнения.- Волгоград: Учитель, 2011.- 204 с.

  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.- М.:Просвещение, 1976.- 285 с.

  3. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. Для пап, мам, дедушек и бабушек.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.-448с.