Главная страница


Доклад для конференции: «Мастерство педагога главный фактор повышения качества обучения и воспитания»



Скачать 72.05 Kb.
НазваниеДоклад для конференции: «Мастерство педагога главный фактор повышения качества обучения и воспитания»
Дата05.03.2016
Размер72.05 Kb.
ТипДоклад


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Преподаватель математики

Алешина Надежда Ивановна
«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»

Доклад для конференции:

«Мастерство педагога – главный фактор

повышения качества обучения и воспитания»

Санкт- Петербург

28 марта 2008 г.
В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики? Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должно играть образование в суворовских, нахимовских и кадетских училищах и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых выполнять свой общественный и воинский долг?

До сих пор существует система обучения, принятая в XIX веке - учитель - учебник (система средств обучения) - ученик, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. В новых социально - экономических условиях жизни необходимо, чтобы ученик стал субъектом учебного процесса.

Нас не очень должна беспокоить прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее готовить молодых людей, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века и современная армия гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане и военнослужащие были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один  из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Основные задачи технологии позиционного обучения:

  • конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

  • коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

  • социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии:

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;

  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;

  • создаются условия для вариативности и дифференциации;

  • используется положительное стимулирование обучающихся;

  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

    1. Подготовительный, который включает:

  • подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,

  • глубокое изучение текста,

  • подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2. Организационный:

  • деление учащихся  на группы,

  • распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

  • группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,

  • вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

  • каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,

  • группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.

Рассмотрим технологию позиционного обучения на примере учебного занятия по математике по теме «Обобщение понятия степени».

Основная задача занятия: обобщить понятие степени.

Цели занятия:

  • образовательная: использование программных знаний и умений на репродуктивном уровне в нестандартных ситуациях;

  • коммуникативно-развивающая: выработка основных навыков общения внутри и за пределами данной группы;

  • воспитательная: развитие любознательности учащихся, развитие воли и настойчивости для достижения конечного результата.

ТСО: Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / (А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.); под ред.А.Н.Колмогорова – М.; Просвещение, 2006, (§ 9 стр.207-221).

Справочник по математике.

Структура занятия:

- мотивационная беседа или организационный момент: деление учащихся  на группы (от 1 до 5 человек), распределение позиционных ролей между группами, предложенных преподавателем или по выбору самих учащихся и постановка цели занятия (3-4 мин);

- позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее презентации, группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана (15-20 мин);

- презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (20 мин).

- подведение итогов (3мин).

Задачи групп:

  • «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа.

  • «понятие» - определить основные понятия данного параграфа.

  • «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;

  • «упражнения» - подобрать типовые упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;

  • «практик» - привести примеры, в каких сферах деятельности человека может использоваться изучаемый материал параграфа;

  • «символ», «ассоциация» - выразить понятия, содержащиеся в параграфе с помощью визуального образа, представить символом;

  • «ребус», «кроссворд» - зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса или кроссворда;

  • «поэзия» - придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства понятий содержащихся в параграфе;

  • «апологет (оправдание)» - показать правильность изложенных положений параграфа;

  • «вопрос» - подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа;

  • «эксперт» - оценить, дать анализ ответов групп.

Предложенная модель занятия основана на принципе двуплановости обучения: план учащегося представляет собой увлекательную творческую разработку  и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Большое значение приобретает роль преподавателя на этапе «защиты позиции» в организации и управлении групповой дискуссией.

Кроме того, надо отметить, насколько позитивным  и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.

Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и сформировать системные представления  о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.

К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки.

Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках математики, как фактор повышения качества знаний.

Литература:

Веракса Н.Е.  Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. №3.

Теория  и  практика  организации  профильного обучения: Учебно-методическое пособие. – Часть 2  /  Под  ред. С.В. Кривых, Н.Н. Суртаевой. – Санкт-Петербург, 2005.